Телефон в Москве
Закажите Подбор тура



История острова Валаам

История Валаама - это история северной духовности.

Точно назвать дату основания Валаамского ставропигиального (то есть, подчиняющегося не епархии, а патриарха, это очень высокий статус) мужского монастыря не может уже никто. Чаще всего говорят о 10 веке, о приходе на Русь первых византийских монахов-миссионеров. Основателями его считаются иноки Сергий и Герман, прибывшие с востока и поселившиеся на одном из скалистых островов архипелага и положившие начало монашескому братству. Сложно вообразить, насколько сложной и трудной была жизнь иноков – в северной глуши, в окружении леса и воды возвели они обитель, которая росла и ширилась очень быстро.
 
А еще говорят, что прежде, до монастыря, на острове Валаам было святилище древнего бога. То ли Велеса – скотьего бога, покровителя землепашцев и купцов, то ли Перуна – бога-громовика, то ли какого-то еще более древнего божества, чье имя уже выветрилось из человеческой памяти. Поэтому святым остров сделал не монастырь.
 
Кто подвизался на острове после Сергия и Германа, неизвестно. В самой обители предполагают, что после 11 века монашеская жизнь на острове прервалась, а возобновилась уже на рубеже 14-15 веков. Замерла жизнь в тогда еще обители Пресвятой Троицы после того, как шведы, потерпев поражение от русских, начали ходить по Ладоге, жечь и грабить. Деревянный храм Преображения Господня сожгли дотла. Потом, в 16 веке, монастырь снова проверяли на прочность шведы, убив многих. В конце века на острове разыгралась чума &и снова явились шведы. В том же 16 веке иноки основали 12 скитов Валаамского монастыря на большой земле.
 
А в 17 веке – очередное разорение. Да такое страшное, что впору оставить попытки восстановить монастырь. Почти век после этого остров, отошедший Швеции по Столбовскому договору, пребывал в запустении.
 
В начале 18 века по указу Петра Первого обитель начали в очередной раз восстанавливать. Только-только возвели первые деревянные постройки. И огонь внезапно разгоревшегося пожара пожрал все, что было возведено. Колокольню, которую каким-то чудом не тронуло пламя, обрушил сильнейший ветер. Да так, что обломки разметало по Ладоге. Может, это древние боги гнали пришлых? Кто знает...
 
Но упорные монахи не сдавались. С упорством они восстанавливали и перестраивали. К середине 19 века на острове даже появился водопровод. Жертвовали на монастырь охотно и богато, поэтому строительство не останавливалось. В конце 19 века на острове отстроили наконец каменный Спасо-Преображенский собор со звонницей. Собор удался на славу. Двухэтажный, пятиглавый, светлый.
 
С 1839 года настоятелем монастыря становится игумен Дамаскин, происходивший их крестьян Тверской губернии – личность сильная и незаурядная. Он начинает грандиозное современное строительство и упраздняет отшельничество, переселив всех монахов в скиты.
 
Одиннадцатичасовой рабочий день с перерывами для богослужения и трапеза теперь вменяется Уставом каждому насельнику. Монастырь становится маленьким автономным государством со своим натуральным хозяйством.
 
Наивысшего расцвета обитель достигает к середине века, когда отменяется крепостное право и начинается регулярное пароходное сообщение острова Валаама с Петербургом. После революции Валаам остался в составе Финляндии и монастырь действовал до февраля 1940 года, когда последние его насельники, спасаясь от наступления новой власти, перебрались в местечко Хайновеси недалеко от Куопио, образовав там Ново-Валаамский монастырь. Монахи увезли с собою святыни, библиотеку и церковную утварь. Последним ушел с острова отец Симфориан, умерший в возрасте более ста лет в новом уже монастыре.
 
В 1940х годах на острове была школа боцманов. После Великой Отечественной войны – инвалидный дом для тех, кого война оставила в живых, но не в целости и сохранности.
В день памяти апостола Андрея Первозванного, 13 декабря 1989 года, на Валаам прибыли монахи во главе с архимандритом Виктором: иеродиаксон Виммарион, иеромонахи: Варсонофий, Фотий, Герундий, Феофан, Иаков, Борис и послушник Леонид. Соединилась прерванная нить его тысячелетней истории. Началась трудная работа по восстановлению разрушенных святынь, продолжающаяся и по сей день.